Какие есть металлы в организме человека

Металлы в организме

Вы любите черное? Значит, вы железный человек! Проявляете слабости? Тогда свинцовый! Носите только оранжевое? Да у вас проблемы с печенью!

Некоторые ученые уверяют, что причина падения Древнего Рима – вовсе не нашествие варваров, а свинцовая посуда, которой пользовались.

Свинец, содержащийся в посуде, постоянно попадал в организм римлян и там скапливался. Избыток же этого тяжелого металла в организме приводит к ослаблению умственных способностей.

В нашем организме присутствуют разные металлы. И хотя их избыток вреден для человека, от дефицита тоже ухудшается здоровье.

В Средние века алхимики уверяли, что характер и поведение человека полностью зависят от содержания металлов в его организме. К примеру, если он носит темную одежду и постоянно пребывает в депрессии, у него избыток свинца, а если ненавидит красный и коричневый цвета – избыток железа.

Металлы поступают в организм с пищей, в основном с мясом.

Так, в 100 г постной говядины содержится 10% дневной нормы железа, цинка, меди и хрома.

Железо также поступает в организм с водой, рыбой и продуктами растительного происхождения.

Избыток железа превращает человека в агрессивное существо с жестоким, эгоистичным характером. Такие люди очень активны, постоянно чем-то заняты. Любят командовать, поэтому чаще всего становятся военными, спортивными инструкторами или бизнесменами.

Но таких «железных дровосеков» можно смягчить, если давать им меньше мяса.

Люди, в организме которых больше всего меди, мягки и покладисты. Они любят красивую жизнь и вкусную еду, предпочтение отдают сладостям. Они всегда готовы прийти на помощь, у них дружные семьи и много друзей. Чаще всего они становятся писателями, музыкантами или художниками.

Однако их часто обманывают и предают, пользуясь их слабостями. Поэтому, если в этом описании вы узнали себя, постарайтесь потреблять больше продуктов, содержащих железо, – так вы компенсируете мягкость меди.

Чрезмерное содержание в организме свинца делает человека вялым и апатичным. Он всегда не в настроении, вечно находит повод для недовольства. Чаще всего такие люди оказываются в положении жертвы.

Из них получаются отменные подчиненные, ведь они не инициаторы, а предпочитают, скорее, подчиняться распоряжениям. Таким людям просто необходимо разбавлять свой свинец золотом, медью, оловом и серебром.

Олово – это тот металл, который в избытке содержится в организме мыслителей, философов и путешественников. У них – отменное чувство юмора, а их энтузиазм часто переходит в одержимость. Свинец сделает их более серьезными, а железо – крепкими.

Драгоценные металлы и в организме — драгоценность. Серебро, например, — металл чувствительных, эмоциональных людей, обладающих огромной интуицией, или ясновидящих.

Золото преобладает в организме тщеславных, заносчивых людей. Но это лишь видимость: внутри они добры и щедры, просто к ним нужно отыскать подход. Они — верные друзья, готовые в любую минуту прийти на помощь. Им необходимо пополнять свой организм и другими металлами — на характере это, возможно, не отразится, а здоровье укрепит.

Болтливые люди, оказывается, любят поговорить от. обилия в организме ртути. Еще такие люди хитры, беспринципны и легко предают. Им явно необходимо разбавить этот жидкий металл железом.

Металлы в организме человека

МКОУ Виноградненская СОШ

МКОУ Виноградненская СОШ

2009 – 2010 уч год.

Металлы в организме человека.

Цели урока:
Обучающая: Сформировать представление о влиянии металлов на здоровье человека.
Развивающая:
Способствовать развитию умения анализировать и оценивать факты, делать выводы на основе сравнения.
Развивать любознательность учащихся и познавательный интерес к предмету.
Воспитывающая: Воспитание бережного отношения к природе и здоровью человека.

Ознакомиться с путями проникновения металлов в организм человека и местами накопления. Научиться объяснять биологическую роль металлов с опорой на справочный материал.

Результативность урока.
Учащиеся должны:

    Называть места накопления металлов в организме. Описывать влияние металлов на жизнедеятельность человеческого организма с использованием справочного материала.

Тип урока: комбинированный (на основе интеграции курсов химии и биологии)

Компьютер, презентация в программе Power Point. Раздаточный материал: таблицы «Химический состав организма человека», «Биологическая роль некоторых металлов».

Девиз урока:
«Мощь и сила науки – во множестве фактов, цель – в обобщении этого множества»
().

Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.
Мы закончили изучение темы «Металлы», в ходе которого рассматривали металлы как элементы неживой природы. Вы знаете, что роль металлов в неживой природе очень велика: к ним относятся 92 из 114 химических элементов, входящих в периодическую таблицу. Сегодня мы с вами поговорим о роли металлов в живой природе. К живой природе относятся все живые организмы, в том числе и человек, поэтому с ролью металлов в живой природе мы познакомимся на примере организма человека. Предлагаю вам «загадочную паузу». (загадки о металлах)

В организме человека находятся 81 хи­мический элемент из 92 встречающихся в природе. Человеческий организм — слож­ная химическая лаборатория. Трудно себе представить, но ежедневно наше самочув­ствие, настроение и даже аппетит могут за­висеть от минеральных веществ. Без них бесполезными оказываются витамины, не­возможны синтез и распад белков, жиров и углеводов.

Элементы, необходимые для построения и жизнедеятельности различных клеток и организмов, называют биогенными элементами.

Химические элементы и их соединения, необходимые для нормальной жизнедеятельности организма в сравнительно больших количествах, называются макроэлементами, а элементы, требующиеся организмам в крайне малых количествах, – микроэлементами. Большинство микроэлементов накапливаются в печени, костной и мышечной тканях. Это основные депо организма. Среди микроэлементов также есть и металлы. Воспользовавшись таблицей № 1, попробуйте назвать их. Из данных таблицы видно, насколько разнообразны металлы, входящие в состав организма человека. Очевидно, что металлы необходимы клеткам тела человека для нормальной жизнедеятельности. Как избыток, так и недостаток металлов оказывает отрицательное влияние на организм, а некоторые металлы могут оказывать даже токсичное влияние.

Биологическая роль металлов отражена в таблице № 2.

Органы человека по разному концентрируют в себе различные химические элементы.

Элементы могут проявлять специфическое сродство по отношению к некоторым органам и содержатся в них в высоких концентрациях. Известно, что

— цинк концентрируется в поджелудочной железе,

— алюминий, мышьяк, ванадий накапливаются в волосах и ногтях;

— олово откладывается в тканях кишечника:

— кадмий, ртуть, молибден – в почках;

— барий в пигментной сетчатке глаза;

— магний, натрий, калий – в мозге.

Учитель: Какие последствия для человеческого организма может иметь удаление из него всех металлов?
Ученики: работают с таблицей № 2 и характеризуют последствия.

Учитель: Металлы в нашем организме необходимы, они играют определенную физиологическую роль, содержатся в определенных продуктах питания, их недостаток или избыток влияет на наше самочувствие.

Сейчас, анализируя химический состав некоторых частей человеческого организма (крови, желудочного сока, волос и т. д.) ученые делают вывод не только о физиологическом, но и о психическом состоянии организма. Известно, что при стрессе содержание цинка в крови возрастает. Повышение содержания Ni и Mn в крови происходит незадолго до инфаркта.

Методом спектроскопии было определено содержание микроэлементов в волосах. У агрессивных людей (как взрослых, так и подростков) в волосах обнаруживается повышенное содержание Pb, Fe, Cd, Ca, Cu и пониженное Zn, Li, Co.

К сегодняшнему уроку ребята получили задание найти в различных источниках и представить информацию по следующим металлам: медь, железо, цинк, калий.

III. Выступление учащихся с презентацией мини-проектов.

Учитель: Но знаете ли вы, что количество различных металлов, содержащихся в организме человека, ещё влияет и на характер человека.

Избыток железа превращает человека в агрессивное существо с жестоким, эгоистичным характером. Такие люди очень активны, постоянно чем-то заняты. Любят командовать, поэтому чаще всего становятся военными, спортивными инструкторами или бизнесменами.
Но таких «железных дровосеков» можно смягчить, если давать им меньше мяса.

Люди, в организме которых больше всего меди, мягки и покладисты. Они любят красивую жизнь и вкусную еду, предпочтение отдают сладостям. Они всегда готовы прийти на помощь, у них дружные семьи и много друзей. Чаще всего они становятся писателями, музыкантами или художниками.
Однако их часто обманывают и предают, пользуясь их слабостями. Поэтому, если в этом описании вы узнали себя, постарайтесь потреблять больше продуктов, содержащих железо, – так вы компенсируете мягкость меди.

Чрезмерное содержание в организме свинца делает человека вялым и апатичным. Он всегда не в настроении, вечно находит повод для недовольства. Чаще всего такие люди оказываются в положении жертвы.
Из них получаются отменные подчиненные, ведь они не инициаторы, а предпочитают, скорее, подчиняться распоряжениям. Таким людям просто необходимо разбавлять свой свинец золотом, медью, оловом и серебром.

Читать еще:  Какие антибиотики при бронхите

Олово – это тот металл, который в избытке содержится в организме мыслителей, философов и путешественников. У них – отменное чувство юмора, а их энтузиазм часто переходит в одержимость. Свинец сделает их более серьезными, а железо – крепкими.

Драгоценные металлы и в организме — драгоценность. Серебро, например, — металл чувствительных, эмоциональных людей, обладающих огромной интуицией, или ясновидящих.
Золото преобладает в организме тщеславных, заносчивых людей. Но это лишь видимость: внутри они добры и щедры, просто к ним нужно отыскать подход. Они — верные друзья, готовые в любую минуту прийти на помощь. Им необходимо пополнять свой организм и другими металлами — на характере это, возможно, не отразится, а здоровье укрепит.

Болтливые люди, оказывается, любят поговорить от. обилия в организме ртути. Еще такие люди хитры, беспринципны и легко предают. Им явно необходимо разбавить этот жидкий металл железом.

n Золото: средневековые алхимики считали золото совершенством, а остальные металлы – ошибкой в акте творения и, как известно, прикладывали большие усилия к ликвидации этой ошибки. Идею введения золота в медицинскую практику приписывают Парацельсу, который провозгласил, что целью химии должно быть не превращение всех металлов в золото, а приготовление лекарств. Лекарственные препараты из золота и его соединений пытались применять при многих заболеваниях. Им лечили проказу, волчанку, туберкулез. У людей, чувствительных к золоту, оно могло вызвать нарушение состава крови, реакцию со стороны почек, печени, влиять на настроение, рост зубов, волос. Золото обеспечивает работу нервной системы. Оно содержится в кукурузе.

n Медь: В древности считалось, что лечебный эффект меди прежде всего связан с ее непосредственным обезболивающим, антибактериальным и противовоспалительным действием. Обнаружено, что при болях повышается концентрация меди в крови и спинномозговой жидкости. В Сирии и Египте новорожденным для профилактики рахита и эпилепсии надевают медные браслеты. Русские крестьяне на затекшие места накладывали пятаки, и это являлось самым действенным при лечении радикулита, полиартрита и ангины.

Еще Аристотель писал, что прикладывание меди на ушиб предупреждает синяк и что медь лечит отечность, и что при лечении язв следует прикладывать медные пластины. В Древней Греции медь применяли для лечения глухоты и при воспалении миндалин.

n Серебро: О целебных медицинских свойствах этого металла говорили Гиппократ, Гален и другие медики. Антисептические свойства серебра были обнаружены сразу же при открытии этого металла. Наши предки использовали его как заживляющее средство. Недаром, серебряная посуда была важным атрибутом каждого, даже бедного дома. В серебряной посуде настаивали воду, которая, по мнению медиков, обладала лечебными омолаживающими свойствами, которые необходимы человеку в его повседневной жизни, наполненной стрессами.

У народов ближнего Востока по сей день, существует традиция хранить воду и соки в металлоемкой посуде, в том числе и в серебряной, ведь серебро предохраняет воду от скорой порчи в жарком климате. Египетские воины использовали серебряные пластинки для лечения боевых ран, которые быстро заживали благодаря удивительным свойствам металла. Жители Индии лечили

заболевания желудочно-кишечного тракта, проглатывая кусочки сусального

IV. Подведение итогов урока.

Приложения к уроку «Металлы в организме человека»

Таблица 1. Химический состав клетки организма человека

Металлы в организме человека

В средневековых хрониках содержится такой анекдот: однажды к лекарю пришел купец. Он жаловался на недомогание, головную боль, одним словом, на плохое самочувствие. Врач прописал купцу микстуру, но тот не верил в науку, а верил только в колдовство и заговоры. Тогда лекарь принес из другого помещения три якобы заговоренных гвоздя и посоветовал купцу настаивать на них микстуру. Через неделю купец снова стал чувствовать себя хорошо.

Этот анекдот так бы и остался исторической байкой, если бы современная наука не утверждала совершенно точно:

Присутствие в организме человека металлов и других микроэлементов обязательно.

Ниже приводится список основных элементов, недостаточное содержание которых обусловливает изменение самочувствия или даже развитие определенных болезней. Если вы почувствуете симптомы перечисленных ниже недугов, то можете, даже не прибегая к рекомендациям врача, начать потреблять такие продукты, где содержится наибольшее количество необходимого вам элемента.

Это не будет самолечением, и вреда себе вы не нанесете, так как все перечисленные вещества содержатся в пище в микроскопических количествах, а вот польза от того, что вы станете разбираться в механизме действия минеральных веществ, может быть очень большая.

В теле человека его содержится от 3 до 5 г. Железо помогает вырабатывать и поддерживать иммунитет организма к большому количеству самых разнообразных недугов. При его дефиците появляются утомляемость, боли в области сердца, дискомфорт желудочно-кишечного тракта, головокружение. Сохранить правильный баланс железа в организме можно, употребляя мясные субпродукты (100-150 г в день), ягоды, фрукты, соки, зелень (петрушка и укроп), нерыбные дары моря (кальмары, мидии, криль), отвар шиповника. Можно также пить железистые минеральные воды.

Препараты, содержащие кобальт, позволяют успешно бороться со злокачественной анемией, способствуют хорошему усвоению железа, стимулируют иммунологическую активность и предупреждают дегенеративные изменения нервной системы. В человеческом организме кобальт концентрируется в печени, почках и поджелудочной железе. Нарушение его баланса наблюдается при гастрите, хронических заболеваниях органов пищеварения, а также при язвенной болезни двенадцатиперстной кишки. Восполнить недостаток кобальта можно, потребляя пшеницу, гречку, какао-бобы, чай и кукурузу.

Играет важную роль во внутриклеточном обмене, в регуляции водно-солевого обмена, осмотического давления, кислотно-щелочного состояния организма.

Калий необходим для нормальной деятельности мышц сердца, он выводит из организма воду и натрий, таким образом влияя на стабильность кровяного давления. Дефицит его приводит к мышечной слабости, апатии, потере аппетита, тошноте.
Потребность в калии взрослого человека составляет 2-4 г в день, а больше всего его содержат курага, изюм, корень петрушки.

Его содержание в организме составляет около 2%, причем 99% его содержится в костной ткани, дентине и эмали зубов. Кальций играет важнейшую роль в формировании костей, влияет на процессы сократимости мышц, повышает защитные силы организма, снижает опасность появления аллергии. Нехватка кальция чревата разрежением костной ткани, деминерализацией костей, а у пожилых людей нарушением функций желез внутренней секреции. Необходимое количество кальция наш организм может добыть из молочных продуктов: многих видов твердого сыра, молока, брынзы, а также из чая.

Его наличие снижает содержание холестерина в крови. Кроме того, магний понижает возбудимость нервной системы, предупреждает образование камней в почках и нормализует деятельность мышц. При недостатке магния возможны самые различные аномалии самочувствия: потеря равновесия, подергивание век, мышечные спазмы; отмечаются быстрая утомляемость, бессонница. Могут также беспокоить и неприятные ощущения психоневротического характера: апатия, плаксивость с приступами тоски. Средняя суточная потребность в магнии — 10 мг на 1 кг веса. Источники магния: какао, лесные орехи, крупы, горох и фасоль.

Активно участвует в функции щитовидной железы. Содержащие йод гормоны регулируют обмен веществ. Йод стимулирует развитие центральной нервной системы, общий рост организма и его устойчивость к неблагоприятным факторам внешней среды. Отсутствие должного количества йода может вызвать слабость, повышенную утомляемость, ослабление памяти, сонливость, головные боли. Основными поставщиками йода являются морские продукты: рыба, рыбий жир, креветки, морская капуста, мидии, кальмары, молочные продукты, некоторые крупы, картофель, некоторые овощи и фрукты.

Долгое время считался ядом. Необходимость селена для организма установлена в середине XX века. Используется в лечении стенокардии, помогает преодолевать последствия инфаркта, стимулирует иммунитет и предупреждает онкологические заболевания. Для здоровья нам необходимо ежедневно получать 0,01 мг селена. Это немного, но и в продуктах селен содержится в очень ограниченных количествах. Наиболее богаты этим веществом продукты моря: рыба, особенно сельдь, крабы, креветки и кальмары. Много селена в морской и каменной соли, в муке грубого помола, яичном желтке, говяжьих почках и пивных дрожжах.

В организме взрослого человека его содержится около 700 г.

Обмен фосфора тесно связан с обменом кальция. Фосфаты являются элементами костной ткани, обеспечивают течение обменных процессов и участвуют в синтезе белка.

Фосфор — один из немногих элементов, отсутствие которых в потребляемой пище почти никак не отражается на работе организма. Дело в том, что в таких случаях он поступает в кровь из костей и тканей. Но при длительном фосфорном голодании наблюдаются потеря аппетита, боли в костях, нарушение чувствительности в конечностях. Поставщики фосфора: сыр, яйца, икра, шпроты, горох и фасоль.

Способствует процессу костеобразования, ускоряет заживление ран, регенерирует кожный покров. Дефицит цинка отрицательно сказывается на работе половых органов, а у мужчин может привести к бесплодию. Запасы цинка в организме невелики — 13-14 мг. Он располагается во всех органах, но наибольшее его количество находится в мышцах, печени, почках и предстательной железе.

Читать еще:  Лекарства против простуды и гриппа

Не обращаясь к специальным медпрепаратам, восполнить недостаток этого важного для здоровья элемента можно, потребляя хлеб из муки грубого помола, грибы, отруби и проросшие зерна пшеницы, чеснок, сельдь и макрель.

Так же, как и у многих микроэлементов, полезность хрома зависит от количества его содержания. Потребность человека в хроме составляет в среднем 120-130 мг. Хром просто необходим больным сахарным диабетом.

Вкупе с несколькими другими элементами хром успешно лечит катаракту. Его дефицит приводит к возникновению сердечно-сосудистых заболеваний и появлению бесплодия. Наиболее мощные источники хрома: черный перец, телячья печень, пивные дрожжи, хлеб из муки грубого помола. Если вы решили пополнить запасы хрома в организме, одновременно с перечисленными продуктами нельзя потреблять сладкое.

В каких продуктах есть тяжелые металлы, и чем они вредны?

Аллергия, снижение иммунитета, плохой сон… Все эти признаки могут указывать на то, что в организме переизбыток тяжелых металлов. В каких продуктах они встречаются чаще всего и как себя обезопасить?

К тяжелым металлам относятся: свинец, кадмий, ртуть, никель, олово и другие. Почти все тяжелые металлы токсичны.

Как они попадают в организм человека?

Тяжелые металлы попадают в организм человека через загрязненный воздух, воду, почву и потребительские товары. Основной источник — это продукты питания, поэтому санитарными нормами жестко нормируется содержание в них и в продовольственном сырье тяжелых металлов.

По словам экспертов Автономной некоммерческой организации «Центр биотической медицины», россияне чаще всего сталкиваются со свинцом, который имеет свойство накапливаться в организме. В основном это связано с выбросами от автомобилей, работающих на низкокачественном бензине. Также свинец поступает в организм из промышленных и бытовых отходов.

Среди типичных причин бытовой интоксикации мышьяком следует упомянуть табакокурение и злоупотребление вином. В некоторых регионах России имеются местности с высоким содержанием мышьяка в питьевой воде, что вызывает у части населения хроническое отравление этим элементом. Также мышьяк может поступать в организм в повышенных количествах с атмосферным воздухом, его концентрация превышена вблизи котельных и ТЭЦ, работающих на угле.

Кадмий попадает в организм при дыхании, чаще всего, из табачного дыма. Также для многих промышленных районов России характерно индустриальное загрязнение кадмием, связанное с металлургическим производством, хранением и переработкой бытовых и промышленных отходов.

Ртуть в организм человека попадает в основном вместе с морепродуктами, а также через зубные пломбы. Например, амальгамы на 50% состоят из ртути. Что же касается термометров, которые все так боятся, то спешим вас успокоить: металлическая ртуть в них, сама по себе, редко бывает опасной. Лишь ее испарение и вдыхание паров ртути могут привести к развитию фиброза легких.

Никель проникает в организм как с пищей, так и через кожу и слизистые оболочки. Например, через никелированную посуду и столовые приборы. Также в зоне риска люди, у которых есть зубные коронки. Отдельная группа — это профессиональный контакт в машиностроении, металлургии, угледобыче и других отраслях промышленности.

Олово имеет умеренный токсичный эффект и в целом не относится к особо токсичным металлам. Может наблюдаться повышенное содержание в волосах из-за контакта на производстве или в быту.

Тяжелые металлы в воде и продуктах питания

Рыба и морепродукты. В рыбе и морепродуктах может быть найден кадмий, в особенности, если это морепродукты (мидии и устрицы), а также мышьяк. Так, в трех из шести образцах были выявлены превышения предельно допустимой концентрации мышьяка от 1,1 до 2,5 раз. Речь идет про треску, морской окунь и креветки.

Мышьяк и лед: экспертиза трески

Овощи и фрукты. Чаще превышение кадмия встречается в таких категориях, как «овощи и бахчевые» и «картофель» — 10% и 19% соответственно. Также высокая концентрация кадмия встречается в следующих продуктах: фасоль, кинза, укроп, петрушка, сельдерей. Во фруктах концентрации мышьяка, кадмия и свинца довольно низкие. Эксперты отмечают, что превышения свинца и кадмия были зафиксированы в яблоках, а мышьяка — в бананах.

Кадмий может повстречаться даже там, где его совсем не ждешь! Например, в приправе «Хмели-сунели».

Питьевая вода. Как утверждают эксперты, вода из под крана в Москве не содержит свинца, кадмия, мышьяка и никеля. Однако, в некоторых регионах России имеются местности с высоким содержанием мышьяка в питьевой воде, что приводит к отравлению.

Ранее Росконтроль публиковал результаты экспертизы детской воды. Ни в одном из образцов содержание свинца, кадмия или мышьяка не превышало допустимых значений. А вот ртуть нашлась в трех из пяти участников теста.

Признаки отравления тяжелыми металлами

При избыточном накоплении ртути отмечается нарушение настроение, сна, также астенический и астено-невротический синдромы, в единичных случаях – тремор кистей рук. Избыток кадмия может привести к анемии, поражению печени, кардиопатии, остеопорозу, деформации скелета, развитию гипертонии.

Симптомы острого отравления мышьяком включают тошноту, рвоту, понос, жжение в полости рта и горла, тяжелые боли в животе. Хроническое воздействие небольших токсичных доз могут привести к слабости, упадку сил, мышечной боли, а также некоторым расстройствам желудочно-кишечного тракта.

С избытком олова может быть связано снижение аппетита, металлический привкус во рту, боли в животе, поносы, тошнота. Что же касается свинца, при токсикозе поражаются органы сердечно‑сосудистой системы и кроветворения, нервная система и почки.

С чем сталкиваются москвичи?

По словам специалистов, наибольшую опасность для населения Москвы представляет избыточное накопление в организме кадмия. Эта проблема актуальна для каждого четвертого взрослого и каждого второго ребенка в городе.

В меньшей степени москвичи страдают от избытка свинца, эта проблема затрагивает 15,2% взрослых и 4,1% детей. К сожалению, дети, в отличие от взрослых, куда чаще подвержены избыточному содержанию никеля в организме — 15,5 и 1,3% соответственно.

Сочетание избыточного накопления кадмия и никеля, особенно у детей, может быть одной из причин массовой аллергизации населения и снижения иммунитета.

Как принимать витамины, чтобы не навредить себе?

Как себя обезопасить?

Получить острую интоксикацию при употреблении пищевых продуктов в целом нельзя, за исключением случаев злоупотребления или употребление продуктов с явным нарушением технологических процессов производства. В быту в большей степени есть риск острой интоксикации при нарушении мер предосторожности.

Для снижения данного риска и своевременного обнаружения процессов накопления тяжелых металлов в организме, рекомендуется сдавать анализы на определение содержания химических элементов в организме. При обнаружении дисбаланса, врачом будет назначена корректирующая терапия.

Анатолий Скальный, доктор медицинских наук, профессор АНО «Центр биотической медицины»:

«Тяжелые металлы обладают способностью накапливаться в организме, поэтому чаще всего мы имеем дело с хронической интоксикацией. Однажды пришлось изучать ситуацию с повышенной онкологической заболеваемостью в Челябинской области. Исследование объектов окружающей среды и жителей этого небольшого рабочего городка, в котором расположены предприятия по добыче и переработке золота, а также завод по получению сплавов мышьяка с различными металлами, показало более чем 10-кратное превышение содержания мышьяка в продуктах питания, почве, а также волосах и моче детей и взрослых. Было показано, что повышенная заболеваемость раком легких и печени в этом городе связана с вытеснением из организма селена мышьяком, а также нарушением баланса между мышьяком и тяжелыми металлами, с одной стороны, и жизненно важными элементами, такими как селен, цинк, медь и железо — с другой».

Роль металлов в организме человека

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • Показать роль металлов в организме человека, разнообразие их свойств в жизнедеятельности человека; показать пользу и вред металлов.
  • Расширить и углубить знания, связанные с той ролью, которую играют металлы в организме человека.
  • Привить навыки самостоятельной работы, научить выражать свои мысли четко и грамотно; использовать знания, полученные при изучении других предметов: биологии, экологии, литературы (межпредметные связи).

Оборудование:

  • Штативы с пробирками, спиртовки, спички, держатели.
  • Реактивы: растворы FeCl3, NH4CNS, K4[Fe(CN)6], CaCl2, Na2CO3, CuSO4, HNO3, NaOH, раствор белка, яблочный сок.

Раздаточный материал: таблицы.

Эпиграф урока: «Природа не признает шуток; она всегда правдива, всегда серьезна, всегда строга; ошибки же и заблуждения исходят от людей». (И.В. Гете)

Учитель (зачитывет эпиграф урока, записанный на доске).

– К теме «Металлы» обращались и обращаются поэты, писатели. Вам было предложено домашнее задание: вспомнить, отыскать в произведениях А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова строки с упоминанием металлов. Прочтите их.

Учащиеся читают строки из произведений:

«У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том…

Читать еще:  Когда температуру нужно сбивать

Там царь Кощей, там златом чахнет…»

(А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»)

«А орешки не простые,
Все скорлупки золотые:
Торговали мы булатом,
Чистым серебром и златом»

(А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»)

«Отделкой золотой блистает мой кинжал»

«Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана»

«Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок»

(А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

«Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой – золотою»

(А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

Открываю слайд 2, на котором написаны слова, а учащиеся должны подобрать к ним прилагательные, обозначающие металл:

… логика … трубы
… дисциплина … лоб
… занавес … глотка
… доводы гроша … не стоит
выжечь каленым …

… сердце, … руки, … лихорадка, … осень, … дно, … фонд, … волос, … свадьба, черное …, белое …, сулит … горы

… тяжесть … свадьба
… взгляд … голос
… тучи … звон
… волны … кулаки
… глаза … усилия

Учащиеся называют прилагательные: железный, медный, золотой, свинцовый, серебряный, оловянный, титанические.

Учитель:В каком значении используются эти названия? (В переносном)
– На чем основано их использование? (На сходстве).
– Так как в литературе часто встречаются выражения, связанные с металлами, то следует отсюда вывод: металлы имеют для нас большое значение, а какое – узнаем на уроке.

Открывается слайд 3: «Содержание некоторых металлов в организме человека в %».

Литий – 0,0001
Натрий – 0,03
Калий – 0,025
Кальций – 0,4
Магний – 0,05
Железо – 0,001
Марганец – 0,000001
Алюминий – 0,001
Цинк – 0,001

Учитель: Каких металлов в организме больше всего? (Кальция, магния, натрия, калия). Эти элементы называются макроэлементами. Все металлы чрезвычайно важны.
– Как при недостатке металлов в организме, так и при их избытке у человека могут быть проблемы со здоровьем.
– На примере ионов железа попробуем определить, действительно ли оно содержится в организме?
– Какие качественные реакции на катионы железа 2+ и 3+ вы знаете?

(Учащиеся называют: на катион железа 3+ реактивы роданид аммония и желтая кровяная соль, на катион железа 2+ реактив красная кровяная соль.)

– У вас на столах имеется оборудование для выполнения лабораторной работы.

Опыт 1.

Проведем качественную реакцию на ионы железа 3+, добавив к раствору соли железа роданид аммония (NH4CNS).

(Образуется раствор кроваво-красного цвета ).

– На что похож полученный раствор?

Ученики: На кровь, венозную. Значит, ионы железа 3+ содержатся в организме.

Учитель:Проверим, есть ли ионы железа 3+ в продуктах питания?

Опыт 2.

В пробирку с яблочным соком учащиеся приливают раствор желтой кровяной соли K3[Fe(CN)6].

(Образуется осадок синего цвета.)

Учащиеся: есть.

Учитель: Проанализируем Таблицу 1 «Металлы в организме человека» (см. Приложение 1).

– Скажите, где содержится в основном железо в организме?

Учащиеся:В мышечной ткани, большая часть в крови.

Учитель:Что нужно делать при недостатке железа в организме? Какие продукты употреблять?

По Таблице 2 «Содержание железа в продуктах питания» (см. Приложение 2) определите, в каких продуктах больше всего содержится железа?

Учащиеся: В морской капусте, кураге, говяжьей печени, фасоли, петрушке и других продуктах.

Учитель: Кроме железа, в организме содержатся и другие металлы. Проанализируйте Таблицу 1 (см. Приложение 1) и сделайте вывод: какие металлы имеют наибольшее значение по массе?

Учащиеся: Кальций – 1 кг, калий – 140 г, натрий – 100 г.

Учитель: А как в растворе можно обнаружить ионы натрия, калия, кальция?

Учащиеся: Ионы натрия – по желтой окраске пламени, ионы калия – по фиолетовому цвету пламени, ионы кальция дают осадок с карбонат-анионами.

Учитель: Проведем качественную реакцию на катионы кальция.

Опыт 3.

К раствору хлорида кальция (СaCl2) учащиеся приливают
раствор карбоната натрия (Na2CO3).
Образуется осадок белого цвета.
О роли натрия, калия, кальция в организме посмотрим слайды 4, 6, 9.

Учитель:Для работы организму нужны ионы металлов. А могут ли они нам навредить?

Опыт 4.

К раствору белка учащиеся приливают раствор нитрата свинца (Pb(NO3)2.

Образуется осадок белого цвета.

Опыт 5.

Обнаружение белка. Учащиеся проводят реакцию раствора белка с гидроксидом меди(II).

Образуется фиолетовый раствор.

Учитель: Вы наблюдали свертывание белка при действии на него различных солей. В некоторых ситуациях подобное происходит и в организме человека.
– Итак, металлы приносят и пользу, и вред.
– Обратимся к фактам из жизни. Представим себя медиками. Попробуем из представленных рассказов определить, какой металл принес вред организму.

Учитель читает статью «Помощь пришла по системе «Интернет» (из журнала «Ридерз дайджест», октябрь 1996 г.):

«7 марта 1995 года. Китай.
У молодой студентки, изучавшей в Пекинском университете химию, внезапно начались головокружения, сильные кишечные спазмы, жгучие боли в ладонях и ступнях.
Затем у нее начали выпадать волосы. Родители срочно отправили ее в больницу, но девушка погрузилась в кому.
По мнению врачей, головокружения и режущие боли в ладонях и ступнях, а также в суставах указывали на серьезное невралгическое расстройство. Однако пункция позвоночника не выявила никаких отклонений. Анализы на отравление свинцом и мышьяком также оказались отрицательными».

Учитель: Давайте обратимся к Таблице 3 (см. Приложение 3) и попытаемся выяснить, чем было вызвано такое действие на организм.

Учащиеся приходят к выводу, что такое действие на организм человека, связанное с выпадением и нарушением деятельности нервной системы, характерно при избытке таллия.

– Таллий поражает периферическую нервную систему, желудочнокишечный тракт и почки. Таллий – биологический конкурент калия из-за сходств между ионами. Накапливается в волосах, костях, почках и мышцах. Характерный признак при отравлении таллием – выпадение волос.

Учитель: О свойствах тех или иных металлов можно узнать и из художественной литературы.
Например, у Валентина Распутина есть рассказ «Век живи – век люби». Герой этого рассказа Ваня отправляется в лес за ягодой, прихватив для сбора оцинкованное ведро. Его напарник дядя Володя увидел, как он собирает в оцинкованное ведро…
Я зачитаю этот эпизод из рассказа, а вы постарайтесь ответить на вопрос Сани и обосновать свой ответ.

«Рюкзак сполз с ведра, и оно, обвязанное сверху тряпкой, выделялось в темноте резкой, раздражающей глаз белизной. Саня не поленился и прикрыл ведро.
– Ну и что ты собираешься делать с этой ягодой? – вдруг спросил дядя Володя, спросил негромко, но как-то значительно, с ударением.
– Не знаю, – пожал плечами Саня. Он решил, что дядя Володя спрашивает потому, что не уверен, умеет ли он, Саня, обработать без взрослых ягоду.
– Сварю, наверное, половину… Половину истолку.
–Нельзя ее варить, – решительно и твердо сказал дядя Володя. И еще решительней добавил:
– И есть ее нельзя.
– Почему?
– Какой дурак берет ягоду в оцинкованную посуду? Да еще, чтоб ночевала! Да такая ягода!
Саня ничего не понимал: какая такая особая ягода? При чем здесь ночевала? Что такое оцинкованное? Шутит ли дядя Володя?»

Учитель: Что произойдет с организмом при действии на него цинка? Найдите ответ в Таблице 3 (см. Приложение 3).

Учащиеся: Цинк входит в состав крови, мышечной ткани, является катализатором многих реакций. При высоких концентрациях цинк – мутаген и онкоген.

Учитель: Итак, металлы нужны организму – польза, но могут принести и вред – враги.

Слайд 13. (Но даже полезные металлы вредны в больших количествах).

Рефлексия.

– Ребята, что нового вы узнали о металлах?
– Что понравилось на уроке?
– Что не удалось?
– Какие выводы о металлах в живом организме вы можете сделать?

Выводы:

  • организму для нормальной жизнедеятельности металлы необходимы, но в определенных количествах;
  • металлы содержатся в различных продуктах;
  • питание человека должно быть сбалансированным;
  • человек должен, обязан заботиться о своем здоровье.

В заключение урока читаю стихотворение С. Острового:

«Человек – он, ведь, тоже природа. Все вместил в себя: версты и время
Он, ведь, тоже закат и восход. И от атомных бурь он ослеп.
И четыре в нем времени года, Человек – он и почва, и семя.
И особый в нем музыки ход. И сорняк среди поля. И хлеб.

И особое таинство цвета, И какая в нем брезжит погода?
То с жестоким, то с добрым огнем. Сколько в нем одиночества? Встреч?
Человек – он зима или лето. Человек – он ведь тоже природа:
Или осень. С грозой и с дождем. Так давайте природу беречь!»

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector